Вы просматриваете: Главная > Экономика по миру > Половину современного Луцка построили поляки

Половину современного Луцка построили поляки

Половину сучасного Луцька збудували поляки

Луцк в погоне за европейским опытом активно застраивается, свободной земли в городе практически не осталось. Только вот беда — больше речь идет о самовольные достройки, о чем масштабные архитектурные проекты, которые имели бы окультурить облик города.

Луцк в погоне за европейским опытом активно застраивается, свободной земли в городе практически не осталось. Только вот беда — больше речь идет о самовольные достройки, о чем масштабные архитектурные проекты, которые имели бы окультурить облик города. В начале ХХ века и в его середине застройка проводилась совсем по-другому. Вспомнить недалекое прошлое и несколько исторических фактов из жизни Луцка нам помог архитектор Святослав Сухоставец, который в течение 1969-1974 годов работал в областном управлении архитектуры, далее — в проектных организациях Луцка.

— Все дома классического стиля и конструктивизма, которые сейчас являются украшением города, построенные по инициативе поляков, хотя большинство горожан думает, что это все появилось в советские времена, — рассказывает Святослав Васильевич. — Областной центр Волыни с 1921 до 1939 года находился в составе Польши. Тогда было построено 8 банков, сейчас это помещение Дома офицеров, филиалы Национального банка, центральный офис страховой компании «Оранта», магазин-ресторан «Дива», краеведческий музей. Также поляки построили почтамт на улице Кривой Вал. На его фасаде красовался гербовый орел, и его срубили в 1946 году. Тогда же были проложены сети водоснабжения и канализации, построено две электростанции, прокладывались новые и покрывались булыжником центральные улицы. В Луцке появилось шесть больниц, в том числе туберкулезный диспансер и медицинское учреждение в Липинах. Построили велотрек (сейчас — стадион «Авангард»), спортзал с бассейном (ныне — юношеско-спортивная школа), мост Бена, Братский мост, кинотеатры «Родина», «Мир», «Смена», провели реконструкцию кукольного театра.

Ускоряли развитие, по словам Святослава Сухоставця, военные потребности.
— Мало кто знает, что с 1935 по 1939 год в Луцке работал второй на территории Польши танковый завод. На нем собирали сверхлегкие танки «7ТБ» — на то время лучшие в мире. Правда, ни один танк до сегодня не сохранился. Когда пришли советы и увидели, что производство налажено на высшем уровне, не разрушили завод, а превратили его на авиаремонтный, который существует до сих пор, — это «Мотор». У «Луча», в помещении, где сейчас работает СБУ, до 1917 года стояли в ангарах дирижабли, бомбившие Берлин. А на развороте с улицы Винниченко была казарма для летчиков. С летунами связана еще одна история — со времен Первой мировой войны на территории нынешней СШ №5 и пожарной части было кладбище, где хоронили исключительно летчиков разных национальностей. Советская власть бульдозером все сравняла с землей, останки закопали на нынешнем проспекте Соборности, возле «Там Тама». Гордостью Луцка тех времен можно назвать радиостанцию. На Гнидаве стояли две башни высотой 120 метров каждая. Работала эта радиостанция, которая также служила телевизионной антенной, в течение 1939-44 годов, ее взорвали немцы. Кстати, разные источники утверждают, якобы первая телепередача состоялась в 1940-м в Харькове, когда у нас телесигнал со Львова приняли в январе 1939-го. Тогда проводился эксперимент — сигнал должен дойти до Кракова, но поймал его Луцк. Надо помнить, что все это делалось в разрушенной войной стране, к тому же во времена первой мировой кризиса, — отмечает архитектор. — А какие весомые объекты появились в Луцке за времена независимости? Несколько памятников, заправки и гипермаркет.
Но если уже не хотим перенимать опыт поляков, то можно обратиться в советских зодчих, достижениями которых мы будем пользоваться не одно десятилетие.

— Величайшим из тогдашних архитекторов был Владимир Бородин, который спроектировал комплекс площади, где сейчас стоит памятник Шевченко, главный корпус ВНУ (обком партии) и домовый ансамбль вокруг, — вспоминает Святослав Сухоставец. — Стоит также упомянуть Василия Маловіцу, которому принадлежит идея 33-го микрорайона. За нее он получил премию. Василий Кузьмич, по образованию и по призванию — художник, работал в Волынском областном отделе по делам строительства и архитектуры на должности старшего архитектора. В книге «Архитектурно-исторический очерк Луцка» можно прочитать: «Проект 33-го микрорайона является примером качественно нового подхода к застройке, был непривычен не только для Луцка, а, пожалуй, и для всего Союза. Типовые секции с трехсторонней блокировкой появились в каталогах на 15 лет позже, в 1970-е годы. Продолжая список домов по проекту архитектора Маловіци, встретим школу-гимназию №4, Дворец учащейся молодежи, Дом политпросвещения (сейчас — исторический факультет ВНУ)».

— В планах 33-го микрорайона были общественные туалеты и магазины, нормальные дороги, но в советские времена, как известно, на всем экономили… Кроме того, нет доступа к инженерным сетям, — продолжает Святослав Васильевич. — Болит мне душа и за Варшавский рынок, который появился по моему проекту в 1986 году. 8 гектаров, которые я запланировал, было сделано, стоянка на 2,5 тысячи автомобилей. Вид базара спотворився со временем, когда там начали хаотично строить киоски, магазинчики.

Коснулись в разговоре и актуальной теме Генерального плана развития города, который утвердили в прошлом году.
— В 1978 году был принят Генплан с расчетом на 30 лет и на 300 тысяч населения, а в Луцке сейчас — 200 тысяч, то есть есть резерв, — говорит Святослав Сухоставец. — Новый Генплан, по моему мнению, не нужен, кто-то просто отмыл деньги. Строительные нормы остались такими же, как в 1978-ом. А если крайне необходимо расширение города, то оно возможно за счет земель несельскохозяйственного назначения населенных пунктов, которые не граничат непосредственно с Луцком. Например, это села Сапогов и Борохів. Строить там не коттеджи, а спальный район с инфраструктурой — больницами, магазинами, театрами, школами. Таким образом можно решить квартирный вопрос многих лучан.

Планов у Святослава Сухоставця много, и, сетует опытный архитектор, нынешние зодчие города к его словам не прислушиваются, а собственных перспективных проектов предложить не могут.

Обсуждение закрыто.