Вы просматриваете: Главная > Экономика по миру > Если в Луцке построят подземный переход, получим еще один Шанхай

Если в Луцке построят подземный переход, получим еще один Шанхай

Якщо у Луцьку спорудять підземний перехід, матимемо ще один Шанхай

Интересно знать прошлое своего города. Ибо все постройки, которые сейчас видим на улицах, воспринимаем как данность, хотя еще несколько десятков лет назад на их месте цвели скверы, проходили дороги или стояли другие здания.

Интересно знать прошлое своего города. Ибо все постройки, которые сейчас видим на улицах, воспринимаем как данность, хотя еще несколько десятков лет назад на их месте цвели скверы, проходили дороги или стояли другие здания. И если нет желания выискивать в архивах старые фотографии и листать пожелтевшие страницы учебников по краеведению, стоит обратиться к человеку, которая присоединилась к созданию новой истории. Мы нашли такого мужчину! О развитии Луцка, бюрократические препоны и непродуманные планы нынешней власти рассказал Евгений Ходаковский, который работал главным городским архитектором в течение 1967-72 лет.

— Строительство и архитектура в Украине в целом, а в Луцке в частности, всегда зависели от политики и власти. Я начал работать в городе с 1964 года. Должность председателя горисполкома тогда занимал Николай Бездушный. Он по образованию экономист, в принципе неплохой человек, но именно ему «обязаны» тем, что на лице города появились нежелательные пятна, — вспоминает Евгений Борисович. — Скажем, электроподстанция возле замка, которой там можно было избежать. По его инициативе также вырос Центральный рынок, который сейчас превратился в маленький Шанхай. Этот базар просто несовместим с памятником архитектуры — Старым городом. Но Бездушный был убежден, что традиционно рынок должен находиться в центре. Довольно давно базар размещался по улице Братковского напротив медучилища. Также когда съезжались крестьяне возами со своим товаром на площадь у костела. И это было временное явление. Сегодня Центральный рынок превратился в тупик застройки. Сейчас надо очистить город, достойно представить его историю. Вопрос о переносе рынка стоит давно, но он не решается.

Опытный зодчий вспоминает, что руководители коммунистической партии постоянно создавали проблемы архитекторам, ибо отличались неумением прислушиваться к специалистам. Так, секретарь обкома партии Калита имел собственное видение посадки будущего драматического театра. Он хотел поставить его фасадом к улице Ленина (ныне — проспект Свободы). Городских архитекторов тогда пригласили на обсуждение в обком.

— Помню отборный мат г-на Калиты, ведь мы отрицали его проект и таки смогли отстоять тот вариант, который видим сейчас, — заглядывает в прошлое Евгений Ходаковский. — Правда, облмуздрамтеатр нельзя назвать произведением искусства, потому что советская архитектура стала прямой, коробчатою и совсем нехудожньою. Это было своеобразное трактовка течения конструктивизма, что дошла до нас с опозданием, ведь в Европе она возникла еще в 1930-х годах. Центральная власть очень боялась, чтобы не появилось нечто самобытное и оригинальное, поэтому даже значимые сооружения приходилось строить по типовым проектам. К примеру, тот же театр повторен несколько раз — в Симферополе, Житомире, других городах.

Евгений Ходаковский также присоединился к возведению Цума и преобразования улице Леси Украинки на пешеходный центр.

— Когда я приехал в Луцк 1964 года сразу после института, как раз строился универмаг. Директор «Гипрограда» Феликс Левицкий принял решение: типовой проект, который нам спустили «сверху» (такой же в Ровно), немного переделать. Я стал автором обновленного проекта. Полностью были изменены фасады. Много пришлось потрудиться строителям, чтобы изготовить совершенно другие конструкции. Так же спонтанно в 1982 году удалось провести реконструкцию улицы Леси Украинки (прежнее название — Советская, еще раньше — Сталина и Ягелонська). Ее сделали пешеходной вроде московского Арбата. Идея эта понравилась тогдашнему руководителю города Антону Кривицькому. Кстати, Луцк начался с перекрестка — пути, что идет из Ровно через Шевченко на выезд из города и нынешних улиц Леси Украинки и Винниченко. Эти две улицы были основными и несколько боковых — вот и весь город.

Как замечает архитектор, застройка до так называемой перестройки велась планомерно и с Государственными строительными нормами. И даже в то время, когда строго придерживались всех правил, случались нарушения. Пример — приборостроительный завод. Он полностью противоречил Генплану — крупный промышленный объект возник в центре жилой застройки и в пойме реки Стырь. И на отклонения от норм закрыли глаза, ведь, убежден Евгений Борисович, согласие на строительство завода местные власти получили «сверху».

— А после перестройки наступил полный произвол и отсутствие концепции, — констатирует бывший главный архитектор Луцка. — Это хорошо проявилось на Театральной площади. Не имея общего представления, как должен выглядеть целостный комплекс, туда то лепят фонтан, то его убирают. Замостили лишь частичку майдана, с другой стороны выпрямили дорогу. Над туалетами предложили надстроить артистическое кафе, а также сделать подземный переход. Уже разработан соответствующий проект, который я считаю миной замедленного действия, ибо он не решает никаких проблем с точки зрения движения транспорта. Ведь светофоры нельзя убрать, потому остается именно перекресток. И вернемся к переходу. Сейчас нет специалистов и исполнителей. Сколько раз объявляли конкурс на разработку проекта главной площади города? Много. Но ни один не принес желаемых результатов — концепция так и не родилась. А если таки построят переход по нынешним проектом, то мы получим в Луцке еще один Шанхай, только под землей. Когда-то город, хоть и был бедным, серым и одинаковым, а сейчас мы имеем архитектурную какофонию.

Зодчий с многолетним стажем не смог обойти тему появления в Луцке нового Генерального плана.

— Считаю его преждевременным и ненужным. Во-первых, мы ждем территориально-административной реформы, поэтому даже не знаем, Луцк останется областным центром. Во-вторых, принятие Генплана было вызвано прежде всего стремлением хозяев города включить в него новые земельные куски, чтобы их распродать. Пригородные села, если уж присоединять, то не частями, а полностью. Так делается в европейских городах, к примеру, лондонские окрестности — это все бывшие деревни, а между ними сохранились нетронутые участки природы. А главное — в новом Генплане нет конкретного задания: город не знает, что хочет строить, только хочет дополнительных земель. Планируется растяжения центра до улицы Бринского (Киевский м-н), появление Сити и еще одного драмтеатра, хоть этот незаполненный. Одним словом, странные вещи.

Обсуждение закрыто.