Насколько безопасно ездить в маршрутках?
«Во Львове загорелась маршрутка с людьми», «В Киеве у маршрутки на ходу відвалилось колесо», «В Житомире столкнулись две маршрутки с пассажирами»…
«Во Львове загорелась маршрутка с людьми», «В Киеве у маршрутки на ходу відвалилось колесо», «В Житомире столкнулись две маршрутки с пассажирами»… Такие сообщения в Украине уже не редкость: маршрутные такси часто попадают в аварии или же с ними происходят какие-то технические неполадки прямо во время движения. Стоит ввести в поле поиска телекомпании «Магнолия-ТВ» слово «маршрутка», как появится множество новостей о ДТП с участием этого вида транспортных средств. Безопасен для пассажиров общественный транспорт в Луцке, выясняли «Ведомости».
Сначала обратились за комментарием к власти — в отдел транспорта и связи городского совета, который контролирует пассажирские перевозки. Начальник отдела Александр Середа начал успокаивать:
— В большинстве городов Украины эксплуатируют устаревшие автобусы. В Луцке же почти весь транспорт новый: 95% маршруток (а их в городском парке 262) — 2007 года выпуска. Ежеквартально они проходят техосмотр в ГАИ. Ежедневно техническое состояние всех автобусов, работающих на городских маршрутах, проверяют специализированные предприятия (согласно подписанным договорам, таких в Луцке пять). Также проводятся внеплановые рейдовые проверки работниками ГАИ и Главтрансинспекции. Ежегодно, кроме этого, осуществляется комиссионный осмотр транспортных средств на предмет их эстетического, технического, санитарного состояния, комплектации огнетушителями, аптечками.
Ну, вроде все понятно и четко. Но обращаемся в областное управление ГАИ и выясняем, что техосмотр маршрутные такси проходят раз в полгода, а не ежеквартально. Следовательно, в горсовете отстали от жизни.
— Серьезных аварий с участием маршруток в Луцке не было, хотя схватки случаются, особенно при гололедице, — сообщает начальник сектора мониторинга, юридического обеспечения и связей с общественностью управления ГАИ Виктор Главичка. — Что касается техосмотра, то когда перевозчик предоставляет в органы ГАИ акт станции техобслуживания о исправность и укомплектованность машины, мы выдаем талон ТО. Кстати, недавно проводилась профилактическая операция «Перевозчик-зима»: было осмотрено 1659 единиц транспорта (в целом по области), выявлено 77 технических неисправностей. Среди таких неисправностей — 8 автобусов с заблокированными аварийными выходами, 5 — с незаконно установленными дополнительными местами для сидения, 7 — с неисправной тормозной системой. Среди наиболее частых нарушений ПДД, которые совершили водители пассажирского транспорта, — управление автобусом в нетрезвом состоянии и превышение установленной скорости движения. Когда выявляют нарушения, составляются соответствующие акты, если грубые — то штрафные санкции накладываются на механиков, на руководителей.
С другой стороны всех этих бюрократических процедур, которые, однако, не гарантируют 100% безопасности перевозки, находятся пассажиры, то есть мы с вами, кому ежедневно надо добраться на работу и благополучно вернуться из нее. Зимой первое утреннее впечатление — скользкие ступеньки в маршрутке. Второе — во многих автобусах не открываются задние двери, отсутствуют кнопки вызова шофера. Также в маршрутках редко на месте бывает молоток для аварийного выбивания стекла в запасном выходе. О переполненности, особенно утром и в вечерний час пик, можно промолчать. Ведь, как и большинство пассажиров, я думаю — лучше уж ехать в напичканной, словно жестянка со шпротами, маршрутке, чем мерзнуть в ожидании на остановке. Только вот речь здесь идет не только о комфорте, но и о нашей безопасности. И увеличивать количество маршруток в Луцке не будут. Как отметил Александр Середа, автобусов, обслуживающих город, на сегодняшний день хватает, ведь пассажиропоток по сравнению с 2007 годом, сократился почти в два раза.
— В «Богдане», например, 20 человек может сидеть, 20 — стоять. А туда сейчас по 100 человек пытаются вместить, — рассказывает бывший водитель маршрутки Дмитрий. — Когда так издеваться с машины, то ни одна долго не выдержит. А посмотрите на наши дороги! У любого автобуса есть определенное ограничение: сколько можно максимально его загружать, какая максимальная скорость. Новый автобус за полгода-год разбивается конкретно и требует постоянного підремонтовування.
К теме общественного транспорта касательное и Луцкое предприятие электротранспорта, которое осуществляет перевозки троллейбусами, а также автобусами на маршрутах 9 и 9а, 15 и 15а.
— Троллейбусы устаревшие, но проведен их капитальный ремонт и допущено к эксплуатации, — констатирует начальник отдела транспорта и связи. — С 2007 года, когда принята городская программа по обновлению подвижного состава, приобретено 9 новых троллейбусов.
Кстати, маршруток, которые ЛПЭ по совету мэра Богдана Шибы взяло в лизинг и имеет проблемы с погашением кредитов, предприятие хочет избавиться. На исполкоме предлагалось маршруты 9 и 9а передать частным перевозчикам.
— Этот вопрос должен рассматриваться на сессии, — отвечает Александр Середа и объясняет причины: — Они прибыльны даже при нынешнем загрузке пассажирами, если бы не были такие цены на запчасти, топливо, другие составляющие, влияющие на себестоимость перевозок. Действующий тариф — 2 гривны — фактически работает только на перекрытия собственной амортизации.