История музыки тянется из далека
В то время как музыкальная жизнь, несомненно, была богата ранней средневековой эпохой, о чем свидетельствуют художественные изображения инструментов, сочинений о музыке и других рекордах,
единственный репертуар музыки, сохранившийся до 800 года и до наших дней, — это литургическая музыка Римско-католическая церковь, большая часть которой называется григорианским песнопением. Папа Григорий I, который дал свое имя музыкальному репертуару и, возможно, сам был композитором, обычно считается создателем музыкальной части литургии в ее нынешнем виде, хотя источники, дающие подробности о его вкладе, датируются более чем через сто лет после его смерти. Многие ученые считают, что его репутация преувеличена легендой. Большая часть репертуара пения была составлена анонимно в течение столетий между временем Грегори и Карла Великого. Зарубежная музыка до сих пор является одной из популярных .
В течение IX века произошло несколько важных событий. Во-первых, Церковь предприняла значительные усилия для объединения многих традиций пения и подавления многих из них в пользу григорианской литургии. Во-вторых, была прозвучала самая ранняя полифоническая музыка, форма параллельного пения, известная как орган. В-третьих, и самое большое значение для истории музыки, нотация была заново изобретена по прошествии около пятисот лет, хотя было бы еще несколько столетий до того, как система тональности и ритмической нотации развивалась с точностью и гибкостью, которую современные музыканты воспринимают как должное.
Несколько школ полифонии процветали в период после 1100 года: Св. Боевая школа оргазма, музыка которой часто характеризовалась стремительно движущейся частью по одной устойчивой линии; школа полифонии Нотр-Дам, в которую вошли композиторы Леонин и Перотин, и которая произвела первую музыку для более чем двух частей около 1200; музыкальный плавильный центр Сантьяго-де-Компостела в Галиции, место паломничества и место, где музыканты из многих традиций собрались вместе в позднем средневековье, музыка которого сохранилась в Codex Calixtinus; и английская школа, музыка которой сохранилась в фрагментах Вустера и рукописи Старого Холла. Наряду с этими школами духовной музыки развилась яркая традиция светской песни, примером которой была музыка трубадуров, труров и Миннесангера. Большая часть поздней светской музыки раннего Возрождения развивалась из форм, идей и музыкальной эстетики трубадуров, придворных поэтов и странствующих музыкантов, чья культура была в значительной степени истреблена во время Альбигойского крестового похода в начале 13 века.
Формы духовной музыки, которые развивались в конце 13-го века, включали мотив, дирижер, дискант и клаузулы. Одним из необычных событий был Geisslerlieder, музыка бродящих полос жгутиков в течение двух периодов: середина XIII века (до тех пор, пока они не были подавлены Церковью); и период во время и сразу после Черной смерти около 1350 года, когда их деятельность была ярко записана и хорошо документирована нотной музыкой. Их музыка смешивала стили народных песен с покаянными или апокалипсическими текстами. В 14-м веке в европейской истории музыки доминирует стиль арс-нова, который по соглашению сгруппирован со средневековой эпохой в музыке, хотя он имеет много общего с ранними ренессансными идеалами и эстетикой. Значительная часть сохранившейся музыки того времени светская и имеет тенденцию использовать исправления форм: баллада, вирелай, лай, рондо, которые соответствуют поэтическим формам тех же имен. Большинство пьес в этих формах имеют от одного до трех голосов, вероятно, с инструментальным сопровождением: известные композиторы включают Гийома де Махаута и Франческо Ландини.