Где купить конфискат?
Не раз приходилось слышать, да и быть свидетелем, когда в Луцке предлагают дешевый товар, который продавцы называют таможенным конфискатом. Как правило, это бытовая техника или косметика. Еще одна очень распространенная на территории Волыни повествование — о новую дорогую иномарку, которую сосед-налоговик (мытарь, прокурор и т.
Не раз приходилось слышать, да и быть свидетелем, когда в Луцке предлагают дешевый товар, который продавцы называют таможенным конфискатом. Как правило, это бытовая техника или косметика. Еще одна очень распространенная на территории Волыни повествование — о новую дорогую иномарку, которую сосед-налоговик (мытарь, прокурор и т.д.) купил практически за бесценок. Потому что конфискат. Можно ли простому смертному купить конфискат и действительно ли он такой дешевый, исследовали «Ведомости».
Право иметь право
В первую очередь за поиском конфиската отправились на таможню, ведь именно эта служба имеет непосредственное отношение к конфискации продукции.
— Таможенники лишь изымают вещи и продукты, которые попали на территорию Украины с нарушением таможенных правил, — пояснила главный инспектор контроля за имуществом, которое перешло в собственность государства службы финансов, бухгалтерского учета и отчетности Волынской таможни Нила Сидун. — Дальнейшую судьбу этих товаров определяет суд, который принимает решение о конфискации. Затем происходит передача этого имущества органам Государственной исполнительной службы, которая им распоряжается.
Таким образом таможенники полностью сняли с себя ответственность за судьбу конфискованного имущества. Мол, к этому не имеем никакого отношения.
Мы попытались искать «концы» конфиската в другой государственной структуре — Службе безопасности Украины.
— Наше подразделение работает с конфискованным имуществом как с вещественными доказательствами, — подтвердил «Ведомостям» причастность к конфиската начальник следственного отдела УСБУ в Волынской области Эдуард Кожокарь. — Это предметы контрабанды: исторически-культурные ценности, промышленные товары, товары народного потребления, которые ввозятся на таможенную территорию Украины с нарушением действующего законодательства. После того, как они признаны вещественными доказательствами, дальнейшая судьба решается после расследования дела. Следователь, закончив следствие, направляет дело в суд, который и принимает решение, в том числе в отношении имущества: вернуть в доход государства, или уничтожить, или передать владельцам. Это прерогатива суда. И только с этого момента вещественное доказательство приобретает статус конфискованного имущества. Дальше им занимается исполнительная служба.
Правда, Эдуард Кожокарь отметил, что в отдельных случаях органы досудебного следствия и дознания наделены полномочиями принимать решения по вещественных доказательствах еще на стадии следствия:
— Например, предмет контрабанды — продукция, которая быстро портится и имеет ограниченный срок хранения, а расследование дела требует определенного времени. Это может повлиять на себестоимость предметов, которые хранятся. А мы же не можем прогнозировать, какое решение примет суд. А вдруг скажет, что товар надо вернуть владельцу? Кто будет платить за него? К примеру, в прошлом году мы изъяли большую партию цветов. Ее надо было срочно реализовать. Просили в этом помощи наших коллег из других областей.
Значит, конфискат все-таки можно купить на стадии следствия! Вот откуда его берут торговцы! Однако начальник следственного отдела сразу отверг такую возможность:
— Заметим, что работники СБУ только принимают решение о реализации товара. Купить же его в управлении нельзя. Имущество передается для реализации уполномоченным предприятиям, которые включены государственной налоговой администрацией в Государственный реестр предприятий, учреждений и организаций, которые наделены полномочиями на реализацию этого имущества.
Предприятия определяют в налоговой администрации на заседании специальной комиссии. Стоимость устанавливает эксперт. Согласно закону, предприятие может взять себе вознаграждение в пределах 10%: налоговая им отчисляет от общей суммы от реализованного имущества. Деньги после реализации предметов контрабанды ложатся на депозитный счет управления в казначействе до решения дела по сути. На него даже проценты не начисляются: если дело рассматривается в 10 лет, то какую сумму положили, такую потом получили.
Что дешево — то врут
Не найдя возможности купить конфискованное имущество на таможне или в СБУ, «Ведомости» пошли в исполнительную службу: здесь точно должны знать, где можно купить конфискат.
— Магазина, где можно было бы приобрести конфискованное имущество, в Луцке нет, — разочаровал начальник подразделения принудительного исполнения решений отдела государственной исполнительной службы областного управления юстиции Александр Куляша. — Государственная исполнительная служба реализует его через предприятия, которые на конкурсной основе определены Министерством юстиции. На Волыни это ЧП «Нива – В.Ш.», ООО «Юнор», ЧП «Специализированное предприятие юстиция», Волынский аукционный центр. Сама же процедура реализации конфискованного имущества выглядит следующим образом: после вынесения судом постановления о конфискации имущества в доход государства она приходит на выполнение нам. Государственный исполнитель в течение трех дней открывает исполнительное производство. Затем выносится постановление о назначении эксперта для участия в исполнительном производстве. На таможню направляется письмо для начисления налогов и сборов. Учитывая их, эксперт оценивает товар. Далее его реализуют на публичных торгах. Вся информация о конфискованном имуществе, где и когда его можно купить абсолютно открыта. Она размещена на сайте trade.informjust.ua.
Ну вот, — подумали, — наконец мы все-таки нашли место, где можно дешево купить качественный товар! Но нас ждало глубокое разочарование: чтобы купить что-то «путное», надо не один час сидеть в сети, постоянно следить за объявлениями, к тому же аукционная цена товара, как правило, выше рыночной. В чем дело? — На весь импортный товар, который незаконно ввозится на территорию Украины, начисляются все налоги и сборы, которые должны были заплатить за него в случае легального ввоза, — пояснила Нила Сидун.
Что это значит на практике, подробно рассказал Александр Куляша:
— Нам надо реализовать автомобиль «Ауди-100», 1990 года выпуска. Таможенники насчитали на него 95 тысяч 216 гривен таможенных платежей и сборов. После оценки эксперта стоимость авто возрастает до 97 тысяч 451 гривны. Это примерно 12 тысяч долларов. На рынке аналогичный автомобиль можно купить от 1900 до 7 тысяч долларов. Кто его будет покупать за 12 тысяч? Вот и получается, что сейчас у нас стоят нереализованными до трех сотен автомобилей.
Всего же за прошлый год реализовали имущества на сумму 378 тысяч гривен, а нереализованным осталось на 9,5 миллиона гривен.
Еще одна преграда на пути реализации конфиската, по убеждению Александра Куляші, это то, что продать можно только целую партию, а не ее часть. К примеру, конфисковали партию бывших в использовании мобильных телефонов «Nokia 3310» в количестве 252 штуки. Их не могут продать, потому что никто не купит для реализации столько старых мобилок.
Итак, если вам предлагают купить, скажем, «оригинальные» духи, вдвое дешевле, чем в брендовом магазине, потому что они являются конфискатом, — не верьте. Конфиската дешевого не бывает, а если и есть, то не для простых смертных.
Сам не «гам» и никому не дам
Довольно часто нам приходится слышать информацию о том, что правоохранительные органы конфисковали крупную партию мясных продуктов, ввезенных контрабандой. В принципе, законодательство позволяет «продукты питания при наличии сопроводительной документации…, при условии проведения надлежащей экспертизы и с соблюдением сроков годности безвозмездно передавать учреждениям здравоохранения, образования, социального обеспечения населения, военным формированиям и на благотворительные цели».
На практике, по словам Александра Куляші, в прошлом году почти 8 тонн мясных продуктов… утилизировали на ветсанзаводе.
— Где вы видели контрабандистов, которые возят с собой сопроводительные документы? — спросил начальник управления ветеринарной медицины в Волынской области Богдан Лозинский. — А своими силами идентифицировать товар у нас нет возможностей, ведь существует несколько сотен заболеваний, на которые мы должны были бы проверять мясные изделия. Например, Украина благополучная относительно заболевания губчатой энцефалопатией, чего не скажешь о большинстве стран Европы. Но чтобы обнаружить возбудитель этой болезни, нужно исследовать мозг животного. Реально мы этого сделать не имеем возможности. Поэтому такая продукция не может быть отдана ни людям, ни животным.
Если уж быть до конца объективными, то всю пищевую контрабанду задерживают наши таможенники. И она, соответственно, попадает к реализации на внутреннем рынке Украины. Однако о массовые случаи отравлений слышно-то не было.
И все же лазейка есть
Если внимательно проанализировать путь, который конфискованный товар проходит во время реализации, то все же можно увидеть, каким образом «посвященные» люди могут получать его за бесценок. Как рассказали в том же управлении юстиции, если товар никто не покупает, его могут переоценивать.
— Делать мы это имеем право дважды. Максимальная сумма, на которую может делаться переоценка, — 40%, — рассказал Александр Куляша. — Раньше она касалась только стоимости, которую указал в своем заключении эксперт. Однако месяц назад мы получили разъяснения, что переоценка товара может проводиться и на те платежи и сборы, насчитали на таможне.
Если же после двух переоценок товар никто не купил, мы имеем право безвозмездно передавать его различным государственным учреждениям и организациям. К примеру, в прошлом году безвозмездно передали учреждениям, где воспитываются дети-сироты, больницам, семинариям 32 автомобили. Лежат у нас просьба и от прокуратуры и УМВД. При этом государственный исполнитель отметил, что новейшая машина, которую передали безвозмездно, — 1997 года выпуска. Но давайте смоделируем ситуацию: дважды после переоценки не купили, к примеру, «Фольксваген Т-4», 2007 года выпуска. Аукционная цена со всеми таможенными платежами и сборами будет, конечно, заоблачной. И почему бы этот автомобиль безвозмездно не передать, скажем, прокуратуре или налоговой (дом-интернат такой точно не получит). Таким образом авто из конфискованного превращается в служебное. А уже его списать с баланса госструктур и перевести в частную собственность — дело техники и времени. Вот отсюда и рассказы про соседа-таможенника (налоговика, прокурора и т.д.), который за бесценок купил новенькое конфискованное авто. Еще раз подчеркну, что мы смоделировали ситуацию, которая теоретически является возможной.
На практике же простой смертный конфискат купить может. Только дело это очень кропотливое: нужно отслеживать информацию в прессе и на веб-сайте о продаже конфискованного имущества, своевременно делать заявку и т.д. И не факт, что выиграете в цене, разве что-то изменится в законодательстве. Ведь сегодня борьбу за контроль над конфискатом ведут две уважаемые структуры — Министерства юстиции и экономики.