Стоит ли сегодня покупать автомобиль
С 7 сентября отменяется 13% пошлину на ввоз легковых автомобилей, введенное полгода назад ради спасения отечественного автопрома. Несмотря на это, дилеры, торгующие иномарками, предлагают сегодня выгодные скидки. Покупать машину сейчас или подождать осеннего перелома ? «Ведомости» исследовали проблему, изучая авторынок Волыни.
Если покупать, то что-то приличное
Более «золотого» времени для покупки новой машины не будет, — убежден генеральный директор одного из крупнейших автодилеров в Луцке — ОАО «Волынь-Авто» Юрий Корольчук.
— Сейчас в автосалонах продают автомобили, завезенные в конце 2008 года, то есть, еще до введения 13% ставки пошлины. Поэтому цены относительно невысокие. Автомобили нового завоза могут стоить больше, даже если пошлину действительно отменят (в чем очень сомневаюсь). На стоимость авто, бесспорно, повлияет курс валют. Думаю, люди это понимают. О чем свидетельствует и статистика — последний месяц продажи выросли, особенно на Западе Украины. Вместе с тем интересная деталь: на Ивано-Франковщине и Тернопольщине машин продают на 50% больше, чем на Волыни и Ровенщине.
Интерес украинцев к новым автомобилям Юрий Степанович связывает с желанием сохранить деньги: кто заработанные тяжелым трудом за границей, а кто сняты с банковского депозита.
— Еще один существенный фактор — возвращение автокредитования. Сегодня банки готовы давать деньги на покупку новенькой машины под 19,9% годовых в гривне, сроком на 7 лет. Первый вклад, в зависимости от условий кредита, колеблется от 20 до 50%. Многие производители также дают покупателю очень выгодные условия лизинга.
Однако сегодня волынянам не до роскоши — дорогие иномарки не покупают. Спросом пользуются машины среднего класса, стоят от 60 до 150 тысяч гривен. Хотя в автосалонах «застаиваются» и дешевые модели стоимостью 30-40 тысяч гривен.
Вторичный рынок в «застое»
Если у дилеров, которые торгуют новыми автомобилями, жизнь, как говорится, налаживается, то торговцев бывшими в употреблении авто опустило «ниже плинтуса».
На Луцкий авторынок покупатели всегда приезжали со всей страны. Ведь здесь можно купить приличную машину за относительно дешевую цену. Местные продавцы говорят, что 13%-ную пошлину не слишком повлияло на стоимость автомобилей — волыняне всегда провозили иномарки через границу, используя разнообразные «дыры» в законодательстве (стоит вспомнить только «волынский автоклондайк»). Причина скорее в другом — стоимость новых и подержанных автомобилей практически сравнялась. Но покупатель новой машины имеет такие преференции, как гарантийное обслуживание, возможность получить кредит и прочее.
— Продажи по сравнению с прошлым годом, значительно упали — кризис, — рассказал корреспонденту «Ведомостей» один из торговцев б/у автомобилями Виталий. — И это несмотря на то, что цены на автомобили в долларах снизились от 20 до 30%. К примеру, если раньше машина продавалась за 18 тысяч у.а., то сегодня ее предлагают за 12. Продавцы сейчас делают очень маленькие накрутки, чтобы купили. Так что цены очень выгодные. Однако в последнее время упала и предложение продажи авто. В МРЭО отсутствуют как временные, так и постоянные бланки свидетельств о регистрации автомобиля. А без них невозможно поставить авто на учет, а, соответственно, его продать. Вот и ждем неделями.
О причине отсутствия бланков мы спросили у инспектора ОГАИ УМВД Украины в Волынской области Валентину Ветер.
— Как пояснили нам в Департаменте ресурсного обеспечения, сегодня дают малое количество бланков в пластике — только 600 штук на три недели на всю область, то есть на 6 подразделений МРЭО. Это несмотря на то, что заявки делаем на более тысячи штук. Какова причина этого — неизвестно. Возможно, какой-то сбой на фирме, которая производит пластик и обслуживает этот аппарат (кризис — он везде кризис).
Дешевых автомобилей ждать не стоит
А что же говорят киевские аналитики о перспективах развития отечественного авторынка?
По данным информационно-анализа-тической группы «AUTO-Consulting», падение цен на иномарки не будет. Скорее наоборот — после 6 сентября начнутся поставки новых партий автомобилей, которые закупались и будут растамаживаться по курсу более 10,7 грн./евро, и более 7,6 грн./долл. Таможенное оформление и другие налоги будут уплачиваться, исходя из этих же цифр.
Это означает, что в гривневом эквиваленте автомобили подорожают, и даже снижение маржи и акции не приблизят цены к прежнему уровню.
Помогло ограничение импорта отечественным производителям? Судя по статистике, не очень. По данным Минпрома, автопроизводство в Украине в первом полугодии 2009-го сократилось на 84%.