Уроков физкультуры будет больше, а нагрузки — меньше
Трагическая смерть пяти школьников на уроках физической культуры прошлого года заставил Министерство образования и науки пересмотреть программу физического воспитания. Ведь, как свидетельствует исследование Института педиатрии, акушерства и гинекологии Академии наук Украины, только 20% нынешних учеников могут выполнять нормативы по физкультуре, для остальных необходимо разрабатывать дифференцированную систему обучения. Учтя эти моменты, МОН утвердило новую программу, которая будет внедряться во всех школах с 1 сентября. «Ведомостям» по телефону удалось связаться с главным специалистом Департамента среднего и дошкольного образования МОН Сергеем Дятленком, который рассказал об изменениях.
— Во-первых, увеличивается количество уроков физической культуры — с двух до трех. Во-вторых, меняется их содержательное наполнение, — сообщил Сергей Николаевич. — Ранее учебный материал делился на 11 разделов: теоретико-методические знания, гимнастика, спортивные игры, баскетбол, гандбол, футбол, легкая атлетика, плавание (если есть необходимые условия), туризм. Они были обязательными для всех учебных заведений. А теперь школа, учитывая материальное и кадровое обеспечение, пожелания детей формировать индивидуальную программу физического воспитания. На сегодняшний день утверждены восемь вариативных модулей: футбол, волейбол, гандбол, баскетбол, легкая атлетика, туризм, гимнастика, настольный теннис. Также есть два обязательных — история спорта (физическое воспитание в Древней Греции, история Олимпийских игр, достижения украинских спортсменов на международной арене) и общая физподготовка (разминка, зарядка, упражнения на формирование осанки). В 9-м классе предусмотрен раздел «Основы рационального питания». Относительно пожеланий учащихся, то в идеале они должны были бы опрашивать в конце учебного года, чтобы за лето школа могла подготовиться, но поскольку программа только внедряется, то опрос будет осуществляться во время выдачи учебников.
Определенные изменения произошли в сдаче нормативов и оценивании детей.
— Часто родители жалуются, что их дети хорошо учатся, но не могут сдать нормативы и имеющие с физкультуры шесть-семь баллов, поэтому не хотят идти в школу, — объясняет специалист МОН. — Чтобы таких ситуаций не было, мы ввели вместо контрольных нормативов ориентировочно-учебные, которые учитель может менять в индивидуальном порядке.
Как указано в письме-разъяснении к новой программе на официальном сайте МОН, раньше единственным критерием оценки был норматив. Сейчас же итоговый балл выставляется за теоретические знания (устный опрос, рефераты), а также за выполнение учебного норматива и работу на уроке. За каждую из этих составляющих ставятся оценки и на их основе выводится средняя. Кроме того, если раньше дети сдавали все нормативы, то теперь — только те, что входят в вариативный модуль. Еще одна новация — система бонусных баллов: если учитель видит, что ученик со временем улучшает свои результаты, например, стал лучше бегать, активно ведет себя на уроках, посещает спортивные секции, педагог имеет право поставить оценку на один-два балла выше, чем ребенок заработал на самом деле.
Новая программа, по словам Сергея Дятлова, принимает во внимание состояние здоровья детей и уровень их физической подготовки.
— Мы учитывали предложения Министерству здравоохранения относительно особенностей возрастного и полового развития юношей и девушек в определенные периоды. До 1 октября уроки будут проходить в оздоровительном режиме, чтобы восстановить общую физическую форму учеников после каникул. Останется без изменений разделение детей на основную, подготовительную и специальную медицинские группы. Все школьники обязательно должны посещать уроки физкультуры, но уровень нагрузок для них будет разным.
— Новую программу мы уже получили и разослали по районам для ознакомления, — сообщил заместитель начальника управления образования Волынской облгосадминистрации Юлиан Таранчук. — С 2009/2010 учебного года указанная программа внедряется в 5-9 классах общеобразовательных учебных заведений. Впервые, учитывая опыт европейских стран в отрасли физического воспитания, предусматривается планирование содержания учебного материала в соответствии с возрастно-половых особенностей учащихся и их интересов. Действующая до сих пор учебная программа для 12-летней школы «Физическая культура», принятая в 2005 году, утратила свою силу. 25 августа у нас состоялась итоговая конференция учителей физкультуры, на котором обсуждались новшества и их внедрение в учебный процесс. В целом педагоги оценивают новую программу по физической культуре положительно.